ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

  • спектакль-уен
    1 сәгать 50 минут, рус, 12+
децентрализация
наташа боренко, венера галимова, анастасия радвогина, динә сафина

1 сәгать 50 минут, 12+, рус

Проектка ярдәм хәйрия эшчәнлеге кысаларында Михаил Прохоров Фонды тарафыннан күрсәтелде

→ «Шәһәрчеләр театры» проекты кысаларында

ТЕМА
«Мин Казанда яшим», — дип әйткәндә без шәһәрнең нинди картасын күзаллыйбыз? Игътибарыбызны кайсы районнарга бирәбез, хәрәкәтләнүләребез белән кайсы киңлекләрне тутырабыз да, траекторияләребезне тезәбез? Картадагы кайсы урыннар безгә тәэсир иткән һәм шәхесебезнең бер өлешенә әверелгән? Кайсы урыннарга без үзебез йогынты ясаганбыз? Шәһәрдә нинди үзгәрешләр булуын көтәбез? Әгәр паркиң урыннары барлык кешегә дә җитәрлек булса, ә һәр чүп савыты өстендә япма барлыкка килсә, бәхетлерәк булырбызмы? Нинди үзгәрешләр бездән башлана? Әгәр барыбызның да шәһәрнең кайсы өлешендә дә яшәргә урнашырга мөмкинлегебез булса, бу шәһәр ничек үзгәрер иде? Шушы сорауларга җавап эзли-эзли без шундый спектакль иҗат иттек, без аны башка бер җиргә дә барып куя алмаячакбыз, чөнки ул Казан турында һәм Казан өчен булдырылган.

СПЕКТАКЛЬ-УЕН
Безнең өчен тамашачылар сәхнәдә барган нәрсәнең авторлары була алган спектакль булдыру мөһим иде. Нәтиҗәдә, өстәл уенына охшаш нәрсә килеп чыкты, тик өстәл урынына бенең карамакта тулы бер сәхнә. Без, Казанга карап, аның тагын нинди була алуы турында уйланабыз. Бөтен нәрсә дә мөмкин булса, ул нинди булыр иде икән?

УЕН КАГЫЙДӘЛӘРЕ
Катнашырга була
Күзәтергә була
Чиксез рәвештә хыялланырга була
Үткен сорауларны күтәрергә була
Күп итеп уйларга була
Җиңел акыллы булырга мөмкин
Үзеңә генә килергә була
Күршеләреңне чакырырга була
Спектакльне булдыручылар: Наташа Боренко, Венера Галимова, Анастасия Радвогина, Динә Сафина.
Сәхнәләштергәндә ярдәм итүче – Павел Сидоров.
Tilda Publishing
спектакль турында бәяләмәләр
  • «Децентрализация», спектакль проекта «Театр горожан» в MOÑ. Пришла домой, в зуме взахлёб рассказываю @wirelessb, а он и спрашивает — точно ли это театр?


    Точно он. Причём все жестко организовано, время (хронометраж реплик), пространство (карта города, квиз в сети, ролики на экранах, доски для заметок), события (вернее, цели), играют не для тебя, а тобой, чем выше забрался в системе, тем плотнее сидишь на своей оси. Спектакль-навыворот, хватаешь свой кусочек азарта, а на тебя смотрят артисты и сотрудники театра ;) и танцуют вместе с публикой (какое годное ж слово, гораздо точнее, чем «зрители»).


    Но я простите вот еще о чем: не помню, когда в последний раз столько смеялась, моделирование комьюнити и игра в неограниченные возможности и конкуренцию кажутся среди всего, что происходит, маленькой зоной безумной нормальности, карнавальным счастьем дурака. Грустно класть фонарик на то место на карте, которое когда-то называлось Куба, весело выбирать район для мусоросжигательного завода, потому что игра вообще дело страшное. Спектакль-неспектакль провоцирует и сентиментальность и смех, и рефлексию по их поводу.

    Театр, ага. Сходите, если вы в Казани.

  • Пыталась защитить в Ново-Савиновском районе создание уличного культурного пространства, вместе с командой придумывала, каких праздников не хватает во дворах, слушала голоса жителей с мнениями об их районах, подслушивала и подсматривала, какие идеи в команде у Советского района.

    А ещё ходила по карте Казани от
    @i.razetdinov, выбирая, в каком районе я хочу погулять, а в каком встретить старость.
    Центр и Вахитовский район – не в счёт.
    Ведь это «Децентрализация» в
    @mon.kazan: спектакль-игра, где ты придумываешь, какой может быть жизнь в спальном районе столицы Татарстана.
  • «Можете играть, а можете смотреть на то, как играют другие!»


    И я сейчас про новую театральную площадку MOÑ, что находится в здании Национальной библиотеки, хотя… Такая фраза применима и к ЖИЗНИ!


    👌Мне повезло оказаться на СПЕКТАКЛЕ-ИГРЕ «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ», где мы, зрители, стали авторами того, что происходило на сцене. Не было заранее ни ролей, ни текста. Только задания от таинственного голоса, которые хотелось выполнять.


    А еще, @mon.kazan, вам так повезло собрать на одной площадке таких благодарных зрителей!


    Спектакль длился около 2 часов, было много интересных заданий и веселых моментов. Но больше всего меня тронула последняя сцена, когда нам раздали светящиеся маячки и предложили указать на карте Казани (она, кстати, была расстелена на полу) ту улицу или дом, с которым у каждого из нас было теплое воспоминание. То место, которого уже нет. Или место, куда мы уже не вернемся. Я почему-то не задумываясь выбрала набережную озера Кабан со стороны ул. Марджани, вспомнив, какой она была лично для меня много лет назад. Пусть и не благоустроенной, но такой душевной, теплой, и СВОЕЙ.


    Желающие рассказали про свой выбор: почему именно это место и с чем оно связано. Некоторые из этих историй были очень грустными. Были и трогательные, и забавные. Я слушала выступающих и параллельно задавалась вопросом, а почему же я выбрала именно эту точку на карте? Ответ был, но я им не поделилась. Необязательно же всем делиться, правда? Пусть и мне что-то останется. Что-то тайное, личное, никому не известное.


    ❤️Как житель города я рада, что у нас появилась такая площадка. Как любитель ТЕАТРА — просто счастлива!


    👉🏼А вы бы что выбрали? ИГРАТЬ или СМОТРЕТЬ на то, как играют другие?

  • Как дела в Казани? А в Казани вышел отличный спектакль «Децентрализация» — одна из первых премьер новой театральной площадки MOÑ в отреставрированном здании Национального культурного центра. В MOÑ запускают программу «Театр горожан»: вместо артистов на сцену будут выходить обычные люди — либо «свидетели», как у Rimini Protokoll, либо просто зрители.
    «Децентрализация» — дебютная вещь в этой программе. Создательницы проекта — Наташа Боренко, Венера Галимова, Анастасия Радвогина и Дина Сафина — предлагают зрителям сыграть в города. Игроки разбиваются на команды, каждая команда превращает периферийный район Казани в город мечты.
    Я не буду подробно описывать геймплей, чтобы сохранить интригу, лучше расскажу о своих впечатлениях. Разумеется, никакой толковой программы в таких условиях создать нельзя, но такой задачи и не стоит. Ясное дело, важен сам принцип, что город можно менять, договариваясь друг с другом. Вообще, мне нравится, что урбанистика превращается в главной бренд Казани, и что теперь уже театр стал с этой темой работать.
    Потом, спектакль наглядно демонстрирует, что публику продвинутых театров формирует очень специфическая и немногочисленная социальная группа, которая почти ничего не знает о потребностях остальных горожан. Все мечтают примерно об одном и том же (культурные центры, велодорожки, стрит-фуд) и хотят подстроить город под себя, а не сделать его удобным для всех.
    Для меня «Децентрализация» — спектакль о том, что театр как агора, как площадка для городских дискуссий, как место встречи непохожих людей и сообществ в России пока не работает. «Инфраструктура», технология для этого теперь есть, но заполучить нестандартную публику все еще трудновато.
    Закладывала ли команда такой неудобный для себя смысл? Вряд ли. Но куда важнее, что команда создала условия, в которых этот смысл может проявиться. Вообще, мне все чаще кажется, что о некоторых формах театра правильнее говорить не «поставить спектакль», а «создать условия для спектакля».
    Теперь любопытно вот что.
    Мне одному вот это все кажется, или в MOÑ это тоже видят?
    Как эту проблему гомогенной публики можно решить? И нужно ли ее решать? И проблема ли это?
  • В новом театре и пространстве MOÑ состоялся спектакль-игра «Децентрализация». Пожалуй, первый постоянно-репертуарный спектакль в Казани, сделанный в жанре эдакого статистического театра, родоначальниками и классиками которого сделалась известная театральная группа «Римини протоколл» (с двумя «л»).<…>


    Превращать статистику не просто в игру, а в спектакль — не простое дело, требующее огромного мастерства постановщиков-модераторов. <…> Получилось всё же, что игровая часть спектакля: фокус группы, доски для записей, микро презентации каждой группой своих достижений — вот игровая часть превалировала над театральной, полного погружения, тем более катарсиса не выходило, хотя на это работали и цветовое и музыкальное оформление, мне почему-то особенно в этих контрастных сменяющихся цветах, передающихся, через управляемые дискотечные прожектора (я в этом профан, они как-то называются, конечно) мерещилось, что я на концерте группы, играющей в стиле синти-поп.<…> И здесь эти нарочитые цветные прожектора, эта манифестируемая искусственность, намёк на шоу… как часть стиля спектакля! Это было похоже на некий квест или квиз, но посвящённый осмыслению Казани. <…>


    Мастерство и высшая марка подобных спектаклей — когда начавшееся как игра действо — превращается постепенно в чудо спектакля… Ну вот здесь — мы остановились, кажется, на полдороги к чуду, зато получили очень полезный разговор-рефлексию о Казани. Самый большой шанс захватить зрителя «театрально» спектакль получил в моменте, когда вдруг перед зрителями-участниками (а там именно: зрители — они же участники-актёры) была неожиданным образом явлена история двух бездомных, которые хотят найти место в городе… это были две реальные истории, данные на озвучку двум из зрителей (одна из ролей досталась мне), и вдруг спектакль превратился в такой «сторителлинг»: рассказываемый монолог реального человека. <…> В «Децентрализации» финал интересной сцены как-то скукожился.


    И всё же для Казанцев, не равнодушных к судьбе города, рефлексирующих о его судьбе и будущем — это очень хорошее и полезное, объединяющее действо, ещё один формат для встречи, разговора, во время которого формулируются предложения, встречающиеся с реальными голосами жителей районов, записанных заранее перед спектаклем. <…>



    Финальным аккордом — нам предоставили короткий свободный микрофон, чтобы мы рассказали о той Казани, которая была нам дорога, но которой уже нет, о местах нашего города, исчезнувших безвозвратно. И вот, если о театральном значении спектакля можно дискутировать, то его культурологическое и социальное большое значение, по-моему, вполне очевидно. Не знаю, надолго ли приживётся «Децентрализация» в репертуаре MOÑ, но это, безусловно полезная штука, и даже можно записывать все эти спектакли, потому что в ходе них будут формулироваться предложения, которые впрямь могу оказаться полезны для нашего города.

Tilda Publishing
хатлар таратуыбызга язылыгыз
Tilda Publishing
Tilda Publishing