В новом театре и пространстве MOÑ состоялся спектакль-игра «Децентрализация». Пожалуй, первый постоянно-репертуарный спектакль в Казани, сделанный в жанре эдакого статистического театра, родоначальниками и классиками которого сделалась известная театральная группа «Римини протоколл» (с двумя «л»).<…>
Превращать статистику не просто в игру, а в спектакль — не простое дело, требующее огромного мастерства постановщиков-модераторов. <…> Получилось всё же, что игровая часть спектакля: фокус группы, доски для записей, микро презентации каждой группой своих достижений — вот игровая часть превалировала над театральной, полного погружения, тем более катарсиса не выходило, хотя на это работали и цветовое и музыкальное оформление, мне почему-то особенно в этих контрастных сменяющихся цветах, передающихся, через управляемые дискотечные прожектора (я в этом профан, они как-то называются, конечно) мерещилось, что я на концерте группы, играющей в стиле синти-поп.<…> И здесь эти нарочитые цветные прожектора, эта манифестируемая искусственность, намёк на шоу… как часть стиля спектакля! Это было похоже на некий квест или квиз, но посвящённый осмыслению Казани. <…>
Мастерство и высшая марка подобных спектаклей — когда начавшееся как игра действо — превращается постепенно в чудо спектакля… Ну вот здесь — мы остановились, кажется, на полдороги к чуду, зато получили очень полезный разговор-рефлексию о Казани. Самый большой шанс захватить зрителя «театрально» спектакль получил в моменте, когда вдруг перед зрителями-участниками (а там именно: зрители — они же участники-актёры) была неожиданным образом явлена история двух бездомных, которые хотят найти место в городе… это были две реальные истории, данные на озвучку двум из зрителей (одна из ролей досталась мне), и вдруг спектакль превратился в такой «сторителлинг»: рассказываемый монолог реального человека. <…> В «Децентрализации» финал интересной сцены как-то скукожился.
И всё же для Казанцев, не равнодушных к судьбе города, рефлексирующих о его судьбе и будущем — это очень хорошее и полезное, объединяющее действо, ещё один формат для встречи, разговора, во время которого формулируются предложения, встречающиеся с реальными голосами жителей районов, записанных заранее перед спектаклем. <…>
Финальным аккордом — нам предоставили короткий свободный микрофон, чтобы мы рассказали о той Казани, которая была нам дорога, но которой уже нет, о местах нашего города, исчезнувших безвозвратно. И вот, если о театральном значении спектакля можно дискутировать, то его культурологическое и социальное большое значение, по-моему, вполне очевидно. Не знаю, надолго ли приживётся «Децентрализация» в репертуаре MOÑ, но это, безусловно полезная штука, и даже можно записывать все эти спектакли, потому что в ходе них будут формулироваться предложения, которые впрямь могу оказаться полезны для нашего города.